Dixi et animam levavi (ting_li) wrote,
Dixi et animam levavi
ting_li

Category:

История одной фотографии

Меня всегда очень забавляют домыслы людей о фотографиях. Каждый фантазирует как ему угодно. А что-ж такое лицо грустное у женщины - наверно несчастна в браке. Может как раз мозоль на ноге выскочила из-за новых туфель. Даже бланиками можно натереть мозоль при желании. Ах, какое отчаяние на лице у ребенка! Наверно ее часто наказывают. Пописать человек хочет, а ни туалета, ни кустика рядом нет. Улыбается-то как счастливо - наверно жизнь беззаботная. Сон хороший приснился. Ой, лицо какое злое - видать человек нехороший. Человек торопился куда-то, а тут придурок с камерой.
Ладно еще, если такие домыслы строят о снимках современников. Есть шанс увидеться в реале, да и фотографируются и фотографируют в наши времена довольно часто. И если на одном снимке ты получишься похожей на старуху из-за дикого освещения и подловленная в сильно уставшем и больном виде, то есть шанс себя реабилитировать на удачном снимке.
Но когда такие домыслы строят по старым снимкам,  с предвзятым отношением и намерением поддержать высосанную из пальца теорию о былых временах, это уже не смешно.
Поэтому, расскажу-ка я историю одной старой фотографии. В далекие времена, задолго до моего рождения, мой отец увлекался фотографией.


Фото послевоенных лет. Жители нашей деревни пытаются вспахать колхозное поле. Лошадей нет- все лошади были реквизированы на фронт. Техники - нет, по той же самой причине. Поломанное некому починить. Мужчин осталось мало. Но посев никто не отменял. Город хочет жрать.
Все персонажи на фотографии, включая даже мальчика, сейчас лежат на сельском кладбище. Но мой отец, да и другие деревенские старики могут назвать всех персонажей по именам, дать им характеристику и рассказать их подробную биографию.
Если кое-кто на фотографии кому-то покажется упитанным, имейте в виду, что это чуваши - у некоторых просто форма лица, т.е черепушка, круглая. Как я уже говорила, чуваши могут иметь самую разнообразную внешность.
Не то что в те времена, даже уже во времена моего детства, в деревне было раз-два обчелся толстых людей, которых так и звали Толстая Саня, Толстая Евгения и т.п.
Люди не одеты в рванину, не потому, что советская легконькая промышленность одевала колхозников, а потому, что в рванье ходить было неприлично, как и с неумытым лицом. Ставились аккуратные заплатки, если что-то рвалось. На женщинах чувашские народные платья, явно из домотканного холста, и уж сшиты они точно ими самими. Даже при мне у некоторых дома стояли ткацкие станки, хотя тогда люди уже только коврики и полотенца ткали. Моя мать умела прясть коноплю и крапиву, т.е с полной обработкой растения в нить. Хотя и не ткала. Но тетки постарше ткали.
 За плугом - мой дед. Почему за плугом не женщина, а дед? Пахать плугом не так-то просто, тут нужна не только физическая сила, но и сноровка, а женщины в наших краях никогда не пахали. Дед, хоть и старый, но пахать умеет. ( У нас до сих пор огороды под картофель пашут на лошадях, и мой братец, помнится, в 35 лет, а он всю взрослую жизнь провел в городе, впервые попробовал плуг - это был цирк, ему дали только один круг пройти).
Дед одет в шляпу не потому, что весь из себя интеллигент. Шляпа - это просто такой чувашский национальный мужской головной убор.
 
Что касается моего отца, так он не был колхозником, да и после тяжелого ранения вернулся. Вот и бегал там с фотоаппаратом, а не пахал.
Мальчик так радуется потому, что от природы смешлив и вообще прикольно поиграть в лошадь.
 Люди вот так попытались-попытались пахать, но ничего не получилось. Поле вскопали лопатами. Лопатами получилось проще. Хотя, конечно, тяжко. Огород-то даже я смогу выкопать, 10 соток за день - ерунда. А тут не одно поле им пришлось вскопать.
Потом дед засеял это поле, в стиле сеятеля а ля Киса Воробьянинов из "12 стульев", чтобы было всем понятно. Кое-какие сеялки в деревне были, но тащить их было некому.
 
На коровах пахать тоже было не то - у них от этого сразу кончалось молоко.

Кстати, когда я слышу/читаю о том как некоторые разглагольствуют о том, какие они крутые электровеники, заработавшиеся на своей даче в 6 соток, где большую часть участка занимает домик, мне вспоминается старый добрый Мао со своей политикой перевоспитания городских жителей. Или хочется хотя бы предложить им грязную тряпочку, чтобы заткнулись.

Фотография у нас в детстве вызывала бурное веселье тем, что по композиции уж очень похожа на картину " Бурлаки на Волге". Но фотография не постановочная, никто их так специально не ставил, так уж само получилось.
На случай, если кому-то захочется украсть фотографию - она уже опубликована в нескольких печатных изданиях и интернете и висит в одном музее (как плакат, в увеличенном виде). Так что - не стоит.




Tags: bias attitude, grumble-grumble, былоe и думы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments